понедельник, 23 февраля 2015 г.

Путешествия с ребенком

Путешествия - одна из знаковых тем, которая сильно волнует многих моих знакомых, пока не имеющих детей. Многим кажется, что когда появятся дети, освоение планеты закончится. Я не стану говорить, что это безусловно заблуждение =) Я хочу сказать, что путешествия могут закончиться, а могут и нет ;) Все зависит от отношения и готовности откорректировать свои ожидания от поездок. То есть в том виде, в котором мы ездили раньше, больше не получается. Но во многом поездки стали гораздо интереснее. Я попробую рассказать о нашем опыте и некоторых наблюдениях.
(статья получилась довольно длинная)

Принципиальные отличия поездок с детьми:

(1) Они требуют более тщательной подготовки. Есть моменты, которые важно продумать заранее. Точно нужно знать, где будет размещение и как туда добраться. Очень хорошо, если есть возможность купить билеты заранее для всех перемещений. При этом, конечно, стоит учитывать возможные задержки транспорта. Здорово помогают Google и Яндекс-панорамы улиц, чтобы представлять, как выглядят здания, остановки и прочие места, в которых предстоит оказаться, тогда на месте будет проще сориентироваться.
Это все нужно для того, чтобы не пытаться соображать и придумывать маршруты на месте, ведь именно это с детьми сделать непросто. А так перемещения будут не намного сложнее, чем дома.
Кроме того, стоит заранее найти места, где можно хорошо покушать и отдохнуть.
Это хорошо планировать в табличке Excel. На одном листе можно сделать календарик поездки, а на другом - список интересных и полезных мест, их контакты и адрес, уровень цен, etc.

(2) Очень хорошо, если в путешествующей компании взрослых больше, чем детей.

(3) Сокращается длительность непрерывной дороги. Например, если мы путешествуем на машине, то непрерывный перегон становится меньше, чем раньше, чтобы Кристинке было комфортно. Впрочем по мере роста малышки все больше развлечений можно придумать для сидячего положения. А в самолете можно даже играть в прятки.
Чтобы удлиннить перегоны можно использовать время сна. Ночные перелеты и переезды гораздо проще, если есть возможность разместить детей спать удобно.
Например, в автокресле я подкладываю под спину Кристине одеяло, чтобы ее положение было как можно более горизонтальным.
(4) Сокращается время туристических активностей в течение дня. Мое решение такое: нужны "подушки безопасности". Обычно с утра после того, как мы просыпаемся, я стараюсь устроить "обычное утро". Завтрак без спешки, игры, чтение, рисовашки. И только потом мы собираемся и отправляемся покорять новое место. Ребенок быстро устает от новых впечатлений и если переборщить, то могут начаться капризы. Помогает справиться вечерняя подушка безопасности: хорошо возвращаться "домой" за пару часов до сна, чтобы устроить "обычный вечер" с играми, обнимашками, творчеством (его как раз маловато в поездках, стоит компенсировать), как можно более обычным ритуалом отбоя. Если ребенку трудно даются новые впечатления, то в течение дня тоже можно устраивать небольшие "подушки безопасности", которые можно привязывать к еде, например.

Дорога с детьми:

Дорога может быть непростым временем, но если оставаться в контакте с ребенком, то вполне возможно получать впечатления и хорошо проводить это время. Можно играть в путешествие, превращать в игру все сложные моменты. И как всегда, стараться выбирать формулировки, вызывающие наименьшее сопротивление. Например, если Кристина задерживается где-то и не хочет идти дальше, я предлагаю ей "посмотреть, что интересного еще есть дальше". Обычно это срабатывает хорошо.
Есть много занятий, которые можно взять с собой, чтобы занять время ожидания. Я обычно беру книжки для чтения, книжки-рисовалки-нескучалки, пластилин и пару игрушек, детальки которых не слишком легко потерять. Когда нужно спокойно посидеть, игра - замечательно создает настроение и ребенку, и родителям, а часто и окружающим (это ж такая милота!)

Сборы вещей в дорогу:

Когда Кристинка была маленькой, я брала с собой в поездки очень много вещей. Одни подгузники чего стоят! Казалось, что нужно взять с собой все, что может пригодиться, а этого очень много, когда ребенок еще малыш. В первый год мы ездили только на машине, чтобы все могло поместиться =) Хорошо, что у нас универсал с большим багажником.
Сейчас Кристине почти 2,5 года, мы только вчера вернулись из Красной Поляны. Все мои и Кристинкины вещи поместились в один чемодан и два рюкзачка, которые мы с ней брали с собой в самолет.
Мой контрольный список вещей такой:

• нижнее белье,
  • витамины,
  • вода, перекус,
  • одеяло, подушка (в машину),
  • мармеладки (на случай капризов в автобусах, там не поиграешь особо),
  • чупа-чупс (для взлета и посадки самолета, чтобы не закладывало ушки, вода тоже годится ;))
  • коляска (мы берем трость, очень удобно для больших пеших переходов, я вешаю на нее свой рюкзак и Кристинкин рюкзачок, это облегчает мне ношу даже в те моменты, когда зайка не сидит в коляске).

Еще могут быть специфичные вещи в зависимости от поездки. В этот раз мы ездили в горы, брали с собой термос с чаем, планировали аквапарк, взяли плавки, если ехать на юг, стоит взять солнцезащитный крем и панамку. Полезные штуки дождевики.

Программа мероприятий:

Очень здорово, если можно чередовать "взрослые" и детские мероприятия. Например, когда мы ездили в горы, после утренней "подушки безопасности" мы приехали на подъемники и погуляли в горах. Когда зайка устала от визуальных впечатлений (это кстати быстро происходит, через 30 минут в Эрмитаже Кристина заснула у меня на руках), мы двинулись в торговый центр, в котором интересная игровая площадка. Там сняли верхнюю одежду, покушали и вдоволь набесились, наобнимались в бассейнах с мячиками, на качелях-каруселях и т.п. Через час Кристина была уже готова снова оказаться на улице и еще посмотреть "что там есть интересного" =)
Конечно, с детьми не все варианты туристических активностей удобны, но, как показывает практика, многие из тех, что нам самим интересны. Ребенка наша здорово вовлекается в приключения, любит новое (при "подушках безопасности", конечно, очень важно беречь еще незрелую психику ребенка), мы совершенно замечательно плескались в аквапарке, гуляли по Антверпену, по Краснополяновским горам, по Таллинну, топтали ледяные водопады Изборска, осмотрели Киев, Витебск, Южную косу Крыма, Евпаторию, немного Одессу, да и по Питеру гуляем с удовольствием, были в парке аттракционов и даже сами неплохо покатались.

Моя формула примерно такая: с ребенком можно много всего, только важно не терять фокус на ребенка. Делать перерывы, ходить лишний раз посидеть за пирожками, не забывать почаще обниматься и просто баловаться. Все, как и дома ;) Тогда и программа путешествий может быть интересной и проходить в радость. Главное - ее не перегружать. Одно (максимум два, если небольшие) значимое мероприятие в день и маленькие приятности в перерывах, до и после.

Настрой и ожидания:

У меня когда-то давно мелькала мысль, что если я буду с малышкой, то сама не смогу проникнуться новыми впечатлениями, ведь буду отвлекаться на нее. Оказалось, что все наоборот. Когда я с ребенком, я рассказываю ей, что я вижу, что ощущаю, что примечательного в том, что сейчас происходит... и сама чувствую сильнее, глубже.

Очень важен настрой. Но вот тут оговорюсь... ведь настрой мамы важен всегда, не только в поездках. Просто когда мы не дома все обостряется: неправильный настрой влияет сильнее, чем дома. Попробую несколько тезисов сформулировать, что может сделать поездку классной:

• быть готовыми к тому, что ребенку что-то не понравится. Такое может быть, это нормально. Что нужно сделать: постараться понять, что именно не нравится малышу. Скорее всего, дело будет не в месте, куда пришли, а в какой-то мелочи.
    Например, когда поднимаешься в горы, закладывает уши, это может беспокоить ребенка. Если дать ему на время подъема пить воду или перекусить чем-то, он будет часто глотать и проблема исчезает.
  • чем больше впечатлений, тем лучше и чаще нужно ребенка кормить =) Сытый малыш очень здорово справляется с путешествиями!
  • мы путешествуем ВМЕСТЕ с ребенком. Мы не возим ребенка, чтобы он посмотрел новые места, мы не таскаем ребенка за собой, ведь нам захотелось впечатлений. Мы вместе. Это значит, мы обсуждаем в мы-категориях, спрашиваем мнение ребенка (только сначала нужно ему показать, что предлагаем, а не на словах объяснять, рано это). Ребенок участвует в принятии решений на уровне простых выборов: (1) а или б, (2) сначала а, потом б или наоборот;
  • мы рассказываем ребенку, что будет дальше и зачем что-то нужно. Если мы садимся в автобус - куда мы едем, если мы куда-то идем быстро, а не гуляем в темпе ребенка - объясняем, куда и почему так быстро. Если нет нужды спешить, идем медленно, чтобы малыш успел все рассмотреть, что захочется.
  • если не работает вовлечение ребенка (например, он устал или голоден), то отвлекаем на игру, книжку, в крайнем случае - конфеты или мультик.
  • все активности в поездке вписываем в режим сна ребенка. Помним, что из-за новых впечатлений сна может требоваться больше, а значит, он может засыпать раньше. А из-за перемены климата может и просыпаться в другое время. Из-за того, что утром на Кавказе светает раньше, чем в Питере, Кристина просыпалась часа на 1,5 раньше обычного. И в 20:00 уже был отруб, даже если мы еще не доехали до "дома".
В последней поездке у нас были некоторые сложности, я понимаю, что они были оттого, что мой настрой не во всем был верным. Пишу (давно хотела), закрепляя для себя все выводы. У нас поездка совпала сразу после орви, мы были уставшие и капризненькие, я сама была уставшая от сидения дома. Не успела настроиться перед поездкой, поэтому у нас были капризы в дороге и беспокойный сон. Но в целом поездка все равно прошла очень здорово! Отличные места, интересные активности. И Кристина теперь рассказывает много о поездке, играет со своими игрушками в ситуации из поездки.
И вообще есть еще один бонус, который дают путешествия: они здорово стимулируют развитие ребенка, если приходятся "вовремя". Я ощущаю по Кристине, что когда мы ездим в периоды скачков роста, она прогрессирует поражающими меня темпами. Эта поездка не исключение, мы приехали с совсем другим ребенком, она ведет себя иначе, играет в сложные сюжетные игры, поет песни куплетами с припевами, сегодня взяла карточку с цветопесенкой и сыграла нам с Ромой целую остросюжетную песню на синтезаторе про то, как укладывались спать и как потом наступил новый день. Это волшебно!

В целом все очень просто: нужно просто любить детей и хотеть путешествовать одновременно ;)

-----
Расскажите, пожалуйста, с какими сложностями Вы сталкивались в поездках или каких ситуаций боитесь/опасаетесь? Поделитесь, пожалуйста, своими наработками: что помогает Вам путешествовать с детьми?
Всех люблю, всем успехов больших и маленьких!

1. Меня удивляет, как Кристина правильно держит ручку - тремя пальцами! Давно хотела спросить - какой марки у вас синтезатор? Никак не могу выбрать Максиму - есть детские синтезатор Casio, других того же типа не нашла, и есть музыкальные инструменты, больше похожие на игрушки. Что важнее - качество звука или лучше попроще, чтобы несложно освоить было

1. 1) Ручку правильно держать я учила с самого-самого начала. Мы начинали с треугольных в сечении восковых карандашей, и сейчас тоже ими много рисуем, треугольные легко ложатся в руку правильно.
      2) Синтезатор у нас Casio, я напишу про музыку нашу скоро, поступают вопросы с разных сторон =) По-моему, главное - качество звука, потому что у любого детского синтезатора клавиши небольшие, для детской ручки, а игрушки не выполняют главной цели, не учат воспринимать чистые нотки. Поэтому я выбрала Casio.

Если Вы хотите получить ответ на Ваш комментарий по электронной почте, поставьте галочку "Подписаться" под этой формой.